Ижевский пруд
05.11.2011 12:48

Всякого, кто впервые приезжает в Ижевск, поражает своей красотой огромный пруд, который многие по ошибке принимают за естественное озеро. Ошибка в том, что Ижевский пруд не произведение природы, а дело человеческих рук и труда. Трудно представить, что на месте, где сейчас раскинулась его зеркальная гладь, два столетия назад находилась обширная долина, по которой в лесистых берегах протекала извилистая река Иж.

Когда в 1760 году приступили к строительству новой железоковательной фабрики, первой заботой оказалось создание водохранилища: ведь единственной механической силой на заводах того времени были водяные двигатели. Чтобы создать необходимый запас воды, было решено запрудить реку Иж.

Весной, после спада полой воды, на место строительства завода согнали сотни крестьян из приписанных к заводу деревень. Им предстояло расчистить дно будущего пруда и «затворить» реку плотиной. Начались дни каторжного труда. «Звонко стучали топоры, с треском валились могучие деревья. Там натужно волокли толстое бревно, зацепив его веревкой, здесь лопатами рыли котлованы для будущей плотины. У крутого берега уже начинали укладывать на дно котлована две бревенчатые параллельные стены. Сюда подвозили на телегах красную жирную глину, сваливая ее в пространство между стенами и утрамбовывая токмарями (по-местному — чекмарями). Глину брали тут же, в обрыве берега. Выше плотины сотни людей расчищали от леса низкую пойму реки, тяжелые бревна стаскивали на пригорок, ближе к плотине, сжигали сучья, оставляли только низкие пни, которые потом скроются на дне пруда, под водой».

Тяжелая изнурительная работа шла с утра до ночи, вручную, под надзором надсмотрщиков с тяжелыми палками в руках. Ни усталость, ни возраст, ни болезни во внимание не принимались. Недаром говорили, что заводская плотина построена на человеческих костях.

Она сооружалась по всем правилам тогдашней гидротехники. Были устроены шлюзы для спуска паводковых вод, так называемые вешняки, главный ларевой прорез, через который вода поступала по деревянному желобу-ларю на наливные колеса, установленные в стоявших ниже плотины фабриках (цехах) завода. Малый ларевой прорез обеспечивал поступление воды на лесопилку. Академик Паллас, посетивший Ижевский завод в 1773 году, дал высокую оценку плотине и искусству ее строителей.

 


Ваше мнение об истории Ижевска

Что вы думаете об истории Ижевска?